Главная » В помощь негосударственным поставщикам социальных услуг » Информация о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

Информация о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

Деятельность некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон).

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 закона под некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг (далее – НКО-ИОПУ) понимается социально ориентированная некоммерческая организация (далее – СОНКО), которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

  • 1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества (перечень общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096[1] (далее – постановление № 1096);
  • 2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее – проекты по оказанию общественно полезных услуг).

Обращаем внимание, что статус НКО-ИОПУ не присваивается некоммерческой организации, учредителями которой являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Правила принятия решения о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг, а также правила ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг (далее соответственно – правила, реестр) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89[2].

Ведение реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг осуществляет Минюст России и его территориальные органы (далее – уполномоченный орган).

Для признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр, соответствующая вышеуказанным требованиям некоммерческая организация, представляет в уполномоченный орган заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к правилам.

При соответствии организации требованию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 2 закона, организации выдается заключение о соответствии качества оказываемых ею общественно полезных услуг установленным критериям по форме согласно приложению № 2 к правилам (далее – заключение о соответствии качества), которое заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Заключение о соответствии качества выдается организации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими оценку качества оказания общественно полезных услуг, в зависимости от компетенции (если сфера социального обслуживания – Депсоцразвития Югры, спортивное направление – Депспорта Югры, если культурное – Депкультуры Югры и т.д.).

Заключение о соответствии качества выдается на основании составленного в письменной форме заявления некоммерческой организации о выдаче заключения (далее – заявление о выдаче заключения), в котором обосновывается соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям.

В заявлении о выдаче заключения указываются наименования общественно полезных услуг в соответствии с перечнем общественно полезных услуг, утвержденным постановлением № 1096.

Перечень сведений, подлежащих включению в заявление организации о выдаче заключения о соответствии качества, определяется в административных регламентах, устанавливающих порядок предоставления государственной услуги по оценке качества оказания общественно полезных услуг.

В сфере социального обслуживания заключение о соответствии качества выдается согласно приказу Депсоцразвития Югры от 5 июля 2019 года № 26-нп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче заключения о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям в сфере социального обслуживания населения» (далее – приказ).

В соответствии с приказом заявления о выдаче заключения подается в управление социальной защиты населения по месту нахождения организации (далее – управление), в том числе посредством почтовой связи, Единого портала государственных и муниципальных услуг, многофункционального центра.

Решение о выдаче заключения либо об отказе в выдаче заключения принимается Депсоцразвития Югры в течение 30 дней со дня поступления заявления о выдаче заключения в управление. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Заключение о соответствие качества или мотивированное уведомление об отказе в выдаче заключения подписывает директор Депсоцразвития Югры либо лицо, его замещающее.

Заключение либо мотивированное уведомление об отказе в выдаче заключения направляется организации в течение 3 рабочих дней со дня принятия заинтересованным органом соответствующего решения.

Основаниями для отказа в выдаче организации заключения являются:

  • а) несоответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления);
  • б) отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), недостаточность количества лиц, у которых есть необходимая квалификация;
  • в) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанных с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией;
  • г) несоответствие уровня открытости и доступности информации об организации установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям (при их наличии);
  • д) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44[3];
  • е) представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.

Кроме того, к указанному заявлению о выдаче заключения о соответствии качества могут прилагаться документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения, заключения общественных советов при заинтересованных органах и другие).

Важно отметить, что наименования общественно полезных услуг указываются в заявлении в соответствии с перечнем общественно полезных услуг, утвержденным постановлением № 1096.

Если заключение о соответствии качества не представлено в уполномоченный орган организацией, то оно представляется органом исполнительной власти, выдавшим заключение о соответствии качества, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Кроме того, с сентября 2020 года при соответствии организации требованию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 2 закона, организации выдается заключение о надлежащей реализации проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества, по форме согласно приложению № 5 к правилам (далее – заключение о надлежащей реализации проектов), которое заявитель также вправе представить по собственной инициативе.

Заключение о надлежащей реализации проектов выдается организации Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества по итогам оценки результатов реализации проектов на основании составленного в письменной форме заявления некоммерческой организации о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов.

В заявлении о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов указываются наименования реализованных организацией проектов, приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, по которым организацией осуществлялась деятельность в соответствии с проектами, и соответствующие этим направлениям общественно полезные услуги, оказываемые организацией.

Кроме того, в заявлении о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов указываются проекты, реализация которых завершена организацией не более чем за 2 года и не менее чем за 3 месяца до направления заявления о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов.

Необходимо отметить, что наименования приоритетных направлений указываются в заявлении о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг».

Наименования общественно полезных услуг указываются в заявлении о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов также в соответствии с перечнем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением № 1096.

Если заключение о надлежащей реализации проектов не представлено в уполномоченный орган организацией, то оно представляется Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества в рамках информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

К заявлению о признании организации исполнителем общественно полезных услуг могут прилагаться документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

В случае если документы, подтверждающие отсутствие у организации задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам, не представлены организацией, соответствующие документы представляются в уполномоченный орган налоговыми органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия по его запросу.

Заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и прилагаемые к нему документы могут быть направлены:

  • почтовым отправлением с описью вложения;
  • представлены непосредственно;
  • в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Преференции для СОНКО, НКО-ИОПУ

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округа, Югра) в целях создания условий для формирования устойчивой и профессиональной деятельности негосударственных поставщиков услуг социальной сферы, в том числе СОНКО, НКО – ИОПУ оказываются следующие виды поддержки:

  • финансовая;
  • имущественная;
  • информационно-консультационная и методическая;
  • налоговая;
  • образовательная.

Финансовая поддержка

Механизмы финансирования услуг социальной сферы, предусмотренные Депсоцразвития Югры для негосударственных организаций, в том числе СОНКО и НКО-ИОПУ:

  1. государственный заказ;
  2. компенсация затрат поставщику услуг за оказанные услуги;
  3. персонифицированное финансирование (сертификаты на оплату услуг);
  4. субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в сфере социального обслуживания на конкурсной основе.

Кроме того, в Югре предусмотрена государственная поддержка СОНКО, НКО-ИОПУ в форме субсидий (грантов) на реализацию проектов в сферах развития гражданского общества, профилактики экстремизма, межнациональных отношений, правового просвещения, развития российского казачества, образования, занятости.

Некоммерческие организации имеют возможность стать соискателями грантов Президента Российской Федерации и грантов Губернатора автономного округа на развитие гражданского общества.

Имущественная поддержка

Утвержден перечень государственного имущества автономного округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование некоммерческим организациям[4].

Предусмотрена возможность заключения договоров аренды, безвозмездного пользования имуществом, находящимся в собственности автономного округа без проведения торгов[5].

В Югре для субъектов малого и среднего предпринимательства и СОНКО снижен начальный размер (определенный независимым оценщиком) арендной платы за использование имущества на 50 % (коэффициент корректировки равный 0,5) и 90 % (коэффициент корректировки равный 0,1) соответственно[6].

Депсоцразвития Югры утвержден перечень объектов – помещений возможный к передаче негосударственным поставщикам в аренду для использования площадей в сфере социального обслуживания, который актуализируется 2 раз в год, и расположен на официальном сайте во вкладке «В помощь негосударственным поставщикам социальных услуг».

Информационно-консультационная и методическая поддержка

Проводится масштабная информационная кампания по поддержке деятельности негосударственных организаций, в том числе СОНКО, НКО-ИОПУ в оказании услуг социальной сферы, благотворительности и добровольчества.

Депсоцразвития Югры организована информационно-разъяснительная кампания для негосударственных организаций, в том числе НКО-ИОПУ по развитию рынка социальных услуг, в которую входят мероприятия в формате «круглый стол», информационные встречи по вопросам формирования положительного имиджа поставщиков рынка социальных услуг с участием получателей социальных услуг (их законных представителей), негосударственных поставщиков социальных услуг, консультирование в рамках функционирования телефона «горячая линия», стажировок в организациях социального обслуживания, индивидуальное сопровождение негосударственных поставщиков.

Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ресурсный центр развития социального обслуживания» согласно утвержденному календарно-тематическому плану ежегодно проводятся обучающие мероприятия: курсы повышения, вебинары, семинары.

Для повышения информированности СОНКО и НКО-ИОПУ, на официальном сайте Депсоцразвития Югры действует раздел «В помощь негосударственным поставщикам социальных услуг», «В помощь СОНКО поставщикам общественно-полезных услуг».

Налоговая поддержка

В автономном округе созданы благоприятные налоговые условия для региональных СОНКО и НКО-ИОПУ в зависимости от режима их налогообложения, в частности:

  • для организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, налоговым законодательством Югры установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций на 4% пункта ниже ставки, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации[7];
  • по налогу на имущество предусмотрено освобождение от уплаты налога в размере 50%[8];
  • для организаций, включенных в государственный реестр региональных СОНКО и (или) в реестр НКО-ИОПУ, на период 2018–2020 годов установлена минимальная налоговая ставка в размере 1% при упрощенной системе налогообложения в случае если объектом налогообложения являются «доходы»[9].

Образовательная поддержка

В Югре реализуются мероприятия, направленные на обеспечение возможности подготовки и получения дополнительного образования сотрудников СОНКО, внедрение эффективных практик деятельности.

По запросам некоммерческих организаций органы государственной власти автономного округа осуществляют организацию и содействие в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев региональных СОНКО, проведение обучающих, научных и практических мероприятий.

Фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» разработаны образовательные программы, ведется обучение по написанию заявок на гранты Президента Российской Федерации и гранты Губернатора автономного округа на развитие гражданского общества.

Центром инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства Югры организованы образовательные программы Школы социального предпринимательства.

Школа социального предпринимательства – проект, позволяющий участникам за четыре месяца пройти путь обучения от социальной идеи до сформированного «под ключ» бизнес-проекта. Итогом обучения является формирование социальных проектов готовых к реализации на территории автономного округа.

 


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»

[3] Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

[4] Распоряжение Депимущества Югры от 1 февраля 2018 года № 13-Р-93 «Об утверждении перечня государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование»

[5] Постановление Правительства автономного округа от 14 января 2011 года № 2-п «О порядке передачи в безвозмездное пользование объектов государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

[6] Постановление Правительства автономного округа от 27 ноября 2017 года № 466-п «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, порядке согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на праве оперативного управления»

[7] Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 сентября 2011 года № 87-оз «О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

[8] Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 ноября 2010 года № 190-оз «О налоге на имущество организаций»

[9] Пункт 4 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2008 года № 166-оз «О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения»

Размещено: 25.03.2021
Разместил: Администратор

Последнее изменение: 25.03.2021
Откорректировал: Администратор

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.

Ок, даю согласие